Консультация для родителей

«Занятия по профилактике дисграфии и дислексии
в подготовительной группе детского сада»

 

 

 

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение и письмо. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии и дисграфии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтения и письма может быть доведено до уровня нормы у 82 % детей. Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

 

Основные направления логопедической работы:

1.    Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2.    Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3.    Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4.    Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений  по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5.    Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

 

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно  разделить на два этапа:

1.    Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2.    Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

Консультация для родителей "Предупреждение «зеркальности» на письме"

В начальной школе в процессе обучения у детей возникают различные трудности, в частности «зеркальность» при письме. Предпосылки этого явления могут быть выявлены и устранены ещё в дошкольном возрасте. «Зеркальное письмо – одно из проявлений оптической дисграфии, связанных с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Не менее 23 букв русского алфавита вызывают затруднение из – за свойств зеркальности.

В процессе обследования ребёнку можно предложить следующие задания :

-- в каждой паре букв показать правильно написанную;

--придумать и рассказать, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

Выявить «зеркальность» зрительного восприятия можно, применив такой тест. Взять два карандаша, положив один из них на столе в вертикальном направлении, другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребёнка, чтобы он, глядя на этот образец, проделал то же самое со своими карандашами. То же самое можно делать и в процессе рисования разных простых предметов, фигур.

Неправильное воспроизведение букв говорит об устойчивом характере имеющихся у ребёнка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений.

Прежде чем приступить к работе по устранению «зеркальности» надо провести подготовительный этап, помогающий развить у ребёнка ориентировку на собственном теле. Начинать здесь следует с воспитания у него четкой дифференциации правой и левой руки: «Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш , ложку?»Затем упражнять ребёнка правильно находить свою правую ногу, правый глаз, левое ухо, правую щеку.(Попрыгай на левой ноге. Положи левую руку  на правую щеку.) Параллельно следует учить ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны, объясняя ребенку, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого нужно задать вопросы о местонахождении различных предметов: «Шкаф слева или справа от тебя? И т. д. Когда ребёнок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу: «Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы». Только после усвоения особенностей пространственного расположения предметов ребенок сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве Б. Сразу начинать работу с усвоения детьми начертаний букв малоэффективно. Для четкого усвоения понятий «верх», «низ», «право»,  «лево», «центр» с ними полезно проводить различные игры: выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква; определение букв, написанных на карточках правильно и зеркально; игра «Чудесный сундучок» (ощупывание картонных букв с закрытыми глазами); Определение букв, написанных  на спине, руке, ладони; игра «Буква сломалась» (нахождение недостающих элементов букв); нахождение букв в геометрических фигурах; рисование букв на песке, снегу; поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумленных» букв и др.

 

 

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых  звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях  навыков.

«Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребёнок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя  его.

 

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдёт больше предметов, тот и победил.

 

« Угадай – ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом что во всех словах «живёт» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае правильного произнесения слова.

 

«Исправляй – ка». Произнесите слова с дефектным произношением и попросите ребёнка исправить ошибку.

 

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

 

« Кто больше?» Посоревнуйтесь  со своим ребёнком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

 

«Мы артисты». Проговорите с ребёнком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями  ( удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

 

 

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесёт без ошибок.