ФОНОВАЯ МУЗЫКА

                          

       По мнению известного психолога Б.М.Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить.  

      Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.  Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное  сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов. Классическая музыка, звучащая  дома и в детском саду создаёт благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт, положительно влияет на здоровье воспитанников.

     Назначение проекта "Мир фоновой музыки", о котором шла речь на родительском собрании, связано с необходимостью формирования  музыкальной культуры детей дошкольного возраста и их родителей. Реализация  проекта предусматривает  целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса. 

    Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители. 

       Почему именно  фоновая музыка?  Фоновая музыка – это музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие. Насыщение  жизни ребенка музыкой, расширение  и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. 

      Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса. 

Предполагаемые результаты 

для педагогов: 

·         повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

·         инновационные изменения в организации  воспитательно - образовательного процесса;

·         творческое  использование  фоновой музыки в разных видах детской деятельности.

Для  воспитанников: 

·         повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной  деятельности;

·         появление интереса к музыкальной культуре; активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности; проявление творческого самовыражения.

Для родителей: 

·         повышение музыкальной культуры;

·         мотивация  на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

    Музыка  оказывает непосредственное  влияние  на  здоровье.   Ученые  даже создали в официальной медицине целое направление   музыкотерапию.

Медики  советуют:

арфа  незаменима в кардиологии;

виолончель  помогает людям с больными почками;

гобой и кларнет придут на помощь печени;

-   флейта запросто справится с бессонницей и просто поможет расслабиться.

    Психологи  заметили, что, прослушав произведения Гайдна и Моцарта, большинство людей ощущает прилив бодрости. Моцарт  же  вообще многопрофилен.  Его музыке приписывается снятие головной боли, усталости, депрессии, избавление от простуды.  Этот феномен, до конца ещё не объяснённый, так назвали  -  «эффект Моцарта». Композиторы-романтики, такие как Шуберт, Шопен, Лист, Чайковский хороши для снятия стресса.

     Музыка  обладает  сильным  психологическим  воздействием  на  детей. Она влияет  на состояние нервной системы  (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворения, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).  В связи с  этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети.

    Очень  часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это неверно.  Ребенку необходимо слушать музыку. Первый  опыт  такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Каждому родителю  нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. И  мы взрослые  помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

      К сожалению,  родители   редко  слушают музыку вместе с детьми.  В большинстве  случаев  они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А  между  тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. Если вы  хотите  научить  ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно,  что в отличие  от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому  для начала  лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Многие  родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то  мере  они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но  это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень  хорошо,  когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек.

    Давайте  с помощью музыки постараемся вместе с вами создать для ребёнка комфортную, благоприятную атмосферу в которой совместная деятельность по восприятию музыки будет способствовать взаимопониманию, поможет вам лучше узнать интересы своего ребёнка, вызвать его доверие.

       Наше настроение, как принято считать, почти всегда зависит от погоды.  Весь спектр эмоций (от  пронзительной грусти до ликующей радости) нам подарят  А. Вивальди и П. Чайковский. Музыку из альбомов «Времена года» ваши дети слышат в утренние часы пребывания в детском саду. Проснувшись в выходной день  попробуйте уделить немного времени прекрасному.   Постарайтесь понять, что будет созвучно вашему настроению в этот момент времени, подберите из папки «Утро» соответствующую на ваш взгляд музыку. Посмотрите в окно, возможно вы увидите и услышите одно и тоже.  Понаблюдайте, как на музыку реагирует ваш ребёнок. Если вы увидите, что он проявил интерес, спросите, знакома ли ему эта музыка, какая она,, что он чувствует, кто придумал эту музыку, (мажор или минор (для старшей, подготовительной групп)).  Возможно, дети назовут вам и композитора. Во время звучания попробуйте понять какого цвета для вас эта музыка, холодно вам  становится ли тепло и т.д.  Если ребёнок не расположен к беседе, не надо настаивать, пусть музыка прозвучит до конца, можно повторить её ещё раз или послушать другую, но не следует допускать, чтобы музыка вызвала неприятные ощущения из-за долгого звучания.

  В течение дня используйте музыку из папок «Активизирующая» и «Релаксирующая». Педагоги отметили уже корректирующий эмоциональное состояние ребёнка результат использования именно этих произведений.

     Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.