Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Колокольчик»   создан на основании приказа Московского управления магистральных газопроводов министерство нефтяной и газовой промышленности № 287 – А от 20 октября 1971 г. Реорганизовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Колокольчик » р.п.Башмаково по постановлению главы местного самоуправления Башмаковского района Пензенской области № 16 – П от 24.02.2005 г.

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Колокольчик» р.п.Башмаково – образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (основные и дополнительные) в группах общеразвивающей направленности.

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Колокольчик» функционирует с 1971 года. Микрорайон, в котором расположен детский сад, находит­ся на окраине п.г.т. Башмаково, где проживает достаточно большое количество жителей.     В настоящее время в детском саду воспитывается 106 детей. Дети распределены по возрастным группам: первая и вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к обучению в школе.    

       В ДОУ работают квалифицированные специалисты, они молоды и энергичны. Сред­ний возраст педагогических работников составляет 41 год. Из 12 педагогических работников 10 человек имеют высшее образование. Специалисты детского сада осуществляют качествен­ную подготовку детей к обучению в школе, всестороннее гармоничное развитие дош­кольников, что создаёт авторитет детского сада среди родителей и жителей микрорай­она. Это, в свою очередь, способствует сохранению детского контингента и всего обра­зовательного учреждения в целом. Все педагоги   имеют квалификационную категорию. Все воспитатели своевременно проходят курсы повышения квалификации. Это ориентирует педагогов на инновационные проблемы дош­кольного образования.                                                                                                                   

            Усилиями специ­алистов в детском саду создаётся предметная развивающая среда для детей.  В групповых и спальных комнатах созданы все условия для охраны жизни и здоровья детей: закреплена мебель и оборудование, не нарушена его целостность, хорошая освещённость помещения, хорошее состояние игрового оборудования, правильный подбор растений в каждой возрастной группе, правильное размещение оборудования для труда и  ИЗО. На участке имеется сад, огород, установлено  игровое и спортивное оборудование, спортивная площадка. Состояние оборудования на участке, состояние выносного материала хорошее, освещённость достаточная, что способствует безопасному проведению прогулки. 

Предметно-пространст­венная среда организована таким образом, что обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития  каждого ребёнка. .   Детский сад имеет хорошую материально-техническую базу. Он  полностью укомплектован детской игровой и специальной мебелью Сергиев-Посадского производстводственного объединения «Ассоль».  На территории установлено игровое оборудование «Град чудес», которое покрашено яркими разноцветными красками. Летом  теневые навесы окружены  великолепным ковром из мягкой травы и цветов.

Создание такой предметной развивающей среды возможно только при соб­людении эргономических условий, которое оберегают психику и хрупкую личность ребёнка от экстремальных, травмирующих и ранящих эмоциональных и психологичес­ких воздействий. Содержание образования дошкольников в детском саду составляет программа « Ребёнок и весь миp».  Дополнительное образование дети по­лучают в клубах по интересам. Педагоги организуют работу с родителями воспитанников.  Они понимают, что только совместными усилиями, возможно, добиться положительных результатов в воспитании и образовании детей. Для этих целей сотрудники ДОУ используют не только традиционные формы работы, но постоянно стремятся к поиску наиболее аффективных форм взаимодействия

 

 

  

                                                      История создания музея                                                  одного образа  « Колокольчик »

 

   Колокольчик… Удивительно музыкальное ,поэтическое слово. Произнося его вслух, мы невольно ощущаем плавное покачивание: самая музыкальная гласная, оторвавшись от глухого «к», будто язычок колокола, осторожно касается звонкой «л».  Набрав силу, она осторожно перекатывается к начальному слогу, делая его ударным, а затем гасится шипящим «ч» и затухает на глухом «к», с которой началось первоначальное движение.

   « Колокольчик»,- то ли проговариваем, то ли пропеваем мы, и слово это отзывается в нас веселыми скоморошьими потехами, ямщицкой удалью, неторопливым пасторальным перезвоном.

   « Колокольчик»,- ласково называем мы молчаливый голубой цветочек, исполняя за него несложную песенку из четырех «музыкальных звуков»- слогов.

   « Колокольчик»,- так называется наш детский сад.

   Почти в каждой семье хранятся сувенирные колокольчики из металла, глины, стекла. Иногда они составляют целые коллекции, о которых дети и взрослые охотно рассказывают друг другу.   Зимой 2006 г. мы решили устроить в нашем детском саду выставку колокольчиков и предложили детям вместе с нами подбирать экспонаты. Несколько колокольчиков дети принесли  из дома, другие сделали вместе с родителями и воспитателями. Много экспонатов было приобретено во время поездки в город  Пензу. Через два месяца, 24 марта 2006 года, наши находки собрались в музее одного образа.  Этот день считается днем рождения нашего музея.

 

                               Как колокольчик появился на свет.

 

   В провинции Кампана в Италии есть город Нола, там в конце  IVвека жил епископ и писатель Понтий Мероний Павлин Милостивый. Как-то раз святой Павлин возвращался домой после обхода своей обширной епархии. Взошел епископ на утес, пошел по поляне и услышал чудесный перезвон. Это от легкового вечернего ветерка заколыхались прелестные колокольчики. Вернулся епископ к себе домой, но цветы и их нежное звучание не давали ему покоя. Позвал он своего соседа – медника и рассказал ему все. Подумал медник, построил печь во дворе, слепил из глины колокольчик, только гораздо большего размера, и залил его расплавленной смесью металла и олова, когда она остыла – появился на земле первый церковный колокол.

   Известно, что колоколам приписывалось магическое значение. С их помощью отгоняли злых духов.

   В Древнем Риме звон колокола предупреждал жителей города о том, что сейчас будут поливать улицы.

   В древнем Китае колокольчики служили деньгами. Тогда они были очень маленькими. Сейчас Китай знаменит самыми большими колоколами в мире, звук из которых извлекают, ударяя большим бревном, подвешенным на цепях возле колокола.

   Повесили колокол в храме, стали звонить, и зазвучал голос чистоты невероятной. А потом перенесли его в другое место, а там он не звонил вовсе. Говорят, из Владимира князь Александр перенес колокол в Суздаль, а колокол замолчал. Пришлось возвращать на место.

   Колокола считались очень важной ценностью города, недаром побежденные города должны были отдавать свои колокола победителю, как это сделала Тверь в знак покорности Ивану Калите.

   И, наконец с 801 года колокола покорно отсчитывают время. Карл Великий ввел куранты.

 

                                                Царь - колокол

 

Царь – колокол – одна из главных достопримечательностей Московского Кремля. Самый большой колокол в мире: его вес составляет почти 202 т, высота – 6,14 м, диаметр – 6.6 м.

Первого « Царя» ( Большой Успенский колокол ) отлили по приказу царя Бориса Годунова в 1660 г. Весу в нем было около 40 т. Чтобы раскачать его язык, потребовалось 24 человека. Предполагаю, что руководил отливкой «прадеда» существующего ныне колокола русский мастер Андрей Чохов. В середине XVII века, во время одного из московских пожаров, колокол упал и разбился.

   В 1652 г. по приказу Царя Алексея Михайловича из Большого Успенского был отлит еще больший колокол – весом около 130 т. Он был поднят на деревянную звонницу, а через два года при Рождественских звонах был разбит. Тем же летом от чумы умер мастер, отливший его, - Данила Данилов.

   Через год за переплавку поврежденного колокола взялся Александр взялся Александр Григорьев. Новый « Царь» весил более 160 т, его кованный язык – 4 т.Спустя 3 года после отливки он был поднят на специальную деревянную звонницу. Во время пожара 1701 г., в котором сгорели деревянные постройки Кремля, он так же, как и его предшественники, упал и разбился.

   В 1730 г. императрица Анна Иоанновна распорядилась отлить новый колокол – еще более впечатляющий, чем предыдущие. Работу доверили потомственному литейщику Ивану Моторину. Для реализации проекта на Ивановской площади были сооружены четыре плавильные печи и десяти метровая яма для отливки. Подготовительные работы заняли почти два года, однако до заливки дело не дошло. В 1731 г. случилась авария, во время которой в печах провалились полы, и медь ушла под печи, что послужило причиной большого пожара. В 1735 г. умер Иван Моторин, и все литейные работы были переданы его сыну Михаилу.

   Литье колокола благополучно завершилось лишь в ноябре 1735 г. Чеканные работы продолжались вплоть до кремлевского пожара, известного под названием Троицкого. При тушении огня раскаленный металл полили водой, от чего колокол треснул, и от него откололся кусок весом в 17.5 т. Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Лишь в 1836 г., когда в Кремле проводились восстановительные работы после нашествия французов, колокол был установлен на специальный восьмигранный постамент. Работа по извлечению колокола была поручена архитектору и инженеру Августу Монферрану, который разработал проект специального подъемного устройства.

   До настоящего времени Царь – колокол остается памятником высокого искусства русских литейщиков. Его удивительно красивая форма, чеканные украшения с изображением Императрицы Анны Иоанновны, ангелов и святых поражают своим совершенством. Между фигурами царя Алексея Михайловича и царицы расположены надписи, повествующие об истории его создания. Особую торжественность придает колоколу трехпоясной растительный орнамент, завершающий строгий чеканный декор. 

 

 

                                          Валдайские колокольчики

 

 Валдайские колокольчики – исключительно русское явление. Технология их производства отличается от литья церковных колоколов. Появилась она именно в России. Чистый и нежный звук валдайских колокольчиков ласкает слух человечества более 500 лет. Легенда связывает начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в 1478 г. вечевым новгородским колоколом. По преданию именно из его осколков и появились знаменитые ямщицкие колокольчики.

   Место возникновения этого промысла не случайно – именно Валдай являлся центром самой оживленной дороги  России – Московско- Петербургского тракта. Ямщицкий колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество функций, без которых безопасность путешественника в условиях русской дороги была бы невозможной. Для самого ямщика колокол был музыкальным инструментом, сопровождающим его пение.

   Со временем появились и другие заводы , на которых производились колокольчики, но валдайским изделиям равных не было. Для изготовления колокольчиков использовалась высококачественная уральская медь, которая обеспечивала  не только прочность, но и красоту звучания удивительного музыкального инструмента.

   Лучшей  рекламой валдайским изделиям служит древняя легенда о расколовшемся  « новгородском вечнике », а также верность традициям, благодаря которым дары Валдая легко узнаваемы. К таким традициям относится классическая « валдайская » форма, построенная на равновеликих соотношениях высоты и диаметра. Не только форма колокольчика, но и названия отдельных его частей ( плечи, сарафан, юбка, пояски ) говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетый в русский сарафан. Узнаваемым валдайский колокольчик делают  и традиционные надписи на его юбке: « Купи – не скупись, езди – веселись», « Кого люблю, того и дарю», « Кто колокол купит, тот счастлив будет», « Нет барыша, зато слава хороша».

   С XIX в. колокольные мастерские стали превращаться в заводы. Качеством славились изделия Смирновых, Стуколкиных, Митрофанова, Лебедевых, Усачевых. После Октябрьской революции заводы прекратили свое существование. Последний колокольный завод братьев Усачевых был закрыт в 1930 г.

 

                                    Лечение колокольным звоном.

 

     Бронзовые колокольчики – еще одно проверенное средство защиты. Можно использовать колокольчики и из другого металла – главное, чтобы они издавали мелодичный звук.

    Звук колокола отгоняет нечистую силу. Это общеизвестно. А интересно – почему? оказывается, колокола создают такие вибрации, которые негативная энергия не может вынести и …разрушается. Ученые делали опыт: клали недалеко от колокола культуру опаснейших микроорганизмов.

    А после того как поработал колокол, оказалось, что все вибрионы холеры или синегнойные палочки не выдержали воздействия колокольного звона. Совсем не обязательно, чтобы это был церковный колокол, так же будет работать небольшой колокол. Негативная энергия боится определенных энергетических колебаний, уничтожающих ее. Вот почему во всех культурах у очень разных и не имевших связей народов существовали в древности колокола и колокольчики. Их в религиозных церемониях использовали и христиане, и буддисты, и островные аборигены.

    Такие колокольчики вешают у детей так, чтобы при открытии дверей они начинали звенеть. Мелодичный звук создает своеобразную энергетическую волну, которая распространяется по всему дому, активизирует, светлую, чистую энергетику и поглощает все негативное, темное, что возникает на ее пути. Соответственно, если в дом входит недобрый человек, то встречающий его звон колокольчика мгновенно нейтрализует его недобрую энергетику.

 

                                       «Колокольные» игры

 

Дошкольники – это будущие школьники и очень скоро должны будут жить от звонка до звонка. Умеют ли они слушаться колокольчика? Это мы можем выяснить с помощью игр.

                             

                                     Танцы с колокольчиком.

У каждого ребенка в руках колокольчик. Пока звучит музыка, дети врассыпную бегают с колокольчиками по залу и звенят. Как только музыка заканчивается, дети застывают. Колокольчик в их руках не должен звенеть. Если у кого-то дрогнет рука и колокольчик звякнет, он выбывает из игры.

                                       

                                    Жмурки с колокольчиком

Вариант первый.

Все становятся в круг. В центре круга два-три играющих и жмурка. У всех активных игроков завязаны глаза. У жмурки колокольчик. Жмурка ловит других «слепцов». Те узнают о его приближении по звону колокольчика. Чтобы игра была напряженной и безопасной, внешний круг не должен быть очень большим. А стоящие в кругу должны хранить абсолютную тишину – чтобы был слышен звон колокольчика.

Вариант второй.

Жмурок может быть несколько, а убегать от жмурок будет только один

игрок – с колокольчиком. Внешний круг, как и в первом варианте, не должен быть очень большим.

Вариант третий. Встреча.

В этом варианте находящиеся в центре должны не избегать друг друга, а, напротив, искать встречи: подойти друг к другу и обняться. Оказывается, это тоже может быть сложной задачей.

У двух водящих завязаны глаза. Их раскручивают и ставят далеко друг от друга. Внешний круг должен быть очень большим. Ища встречи, играющие с закрытыми глазами, как правило, двигаются осторожно. Но, чтобы играть было интересней, они должны двигаться на широком пространстве.

Колокольчик может быть у одного из игроков с завязанными глазами или у обоих.

Можно усложнить игру, выпустив в круг две пары играющих, колокольчики которых различаются «по голосу». Нужно ориентироваться на звук парного колокольчика. Это хорошее упражнение для развития слуха.

Инструменты можно варьировать. Например, один колокольчик должен отыскать бубен, а другой свистульку. И т.п.