В России начался Год литературы. В его афише более сотни мероприятий, включая Всероссийский библиотечный конгресс, «Волошинский сентябрь» в Крыму, Международный писательский форум «Литературная Евразия». Самая крупная акция - книжный фестиваль на Красной площади. Вся программа Года литературы нацелена на повышение интереса к чтению, продвижение русского языка, поддержку литераторов. Не обойдут вниманием и дошкольные учреждения. Детские сады участвуют в региональном проекте PROчтение.

Профили Пушкина, Гоголя, Ахматовой - на официальном логотипе Года Литературы - его инициаторы прекрасно осознают, что путем финансовых мер и государственных программ нельзя заставить всех в одночасье взяться за книги великих писателей. Но именно так можно сфокусировать внимание людей на книгах и заразить их чтением.

 Нужно просто увлечь чтением, читать с детьми вслух, обсуждать, чтобы они переживали за героев, просто  сделать такую прививку в раннем детстве!»

Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками - уже никогда не откажется от книги. И тогда, мы вновь получим читающую страну. 2015-й как Год Литературы - это широкий шаг в этом направлении.

В январе 2015 года в сети Интернет начал работу сайт, посвящённый Году литературы (адрес –www.годлитературы.рф). Структура сайта включает разделы проектов и событий, где будут освещаться мероприятия как регионального, так и общероссийского масштаба

Воспитание у ребенка интереса и любви к книгам

«Если с детства у ребёнка не воспитана

                               любовь к книге, если чтение не стало его духовной  потребностью – в годы отрочества душа         

                               подростка будет пустой,  на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

(В.А.Сухомлинский)

  Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

  К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

  Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою  память, внимание, воображение, не усиливает и не  использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

  Умение  понимать литературное произведение не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста.  В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

  Кто же вводит дошкольника в мир книги?  Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

  Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение взрослыми навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

  

 Роль книги в развитии детей дошкольного возраста

 

 Книга – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль.
В быль превращать и в основу основ.                                                                                     В. Боков.
 

       Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.                                                                 Меняются Времена, ситуации, осуществляются образовательные реформы, но для всех поколений ценностью особого рода оставалось чтение.  Оно было всегда доброй традицией в русских семьях -  от среднего сословия до царской семьи.                                                                                                                     В процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.                                                                                                                Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной,красивой.                                                                                    Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.                                       Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.                                                                              Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.   Работая на занятии с книгой малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.                                                        Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.                                                 Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора.                                                          С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.                         В младшем дошкольном возрасте хорошо читать потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.                                        Детям 3-4 лет сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся: «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.;  народные (о животных, волшебные): «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки.                                                                                                           Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.  Все дети очень любят слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей.  Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).                                                                                                                                   Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.                                                                                         Но чтение не должно оставаться за дверьми детского сада. Оно должно продолжаться в семейном кругу.  

 

                              Шаги в сказочном мире

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают обязательные нормы и положения. В частности, в них указывается на необходимость включения образования дошкольников «Чтение художественной литературы.».

 Содержание этой области должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению (к восприятию) книг и потребности в них через решение следующих задач:

 

1)    формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

 

2)    развитие литературной речи;

 

 3)    приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Очень важно, чтобы взрослые читали художественные произведения детям в режиме медленного чтения (с остановками для комментариев, включение воображения, усиления и уточнения эмоций).

Последовательность шагов совместного медленного чтения детей и взрослых (в том числе и родителей) включая в себя 4 обязательных этапа.

 

1 этап . Рассматривание книги с ребенком (детьми). Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли, на что Вы обратили внимание. Главный результат этапа прочитать книгу.

 

2 этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. Главное – чтобы остановки не затягивались, не забалтывались. Задача остановок – помочь маленькому читателю «Войти » в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самого ребенка на чтение взрослого.

 

3 этап. Обсуждение прочитанного. Делать это можно по разному:

 

1) предложите коротко рассказать, в чем суть текста. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачи, торопить его;

 

2) можно поиграть в «Правда - неправда». Ребенок отгадывает, где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например: «Солдат сварил кашу из топора? Каша была овсяная?» ; «Посадил дед репку? Выросла репка большая – пребольшая? И вытащил дед репку?».свои ответы ребенок должен обосновать.;

 

3) можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.

 

4 этап Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (по выбору);

 

1) можно разыграть рассказ в лицах. Детям будет проще, если взрослый говорит за автора, а они – от лица героев.

 

2)если ребенку трудно запомнить сюжет, можно предложить ему нарисовать «мультик», а потом, опираясь на картинки попробует «озвучить» мультфильм;

 

3) чаще предлагайте задание на свободное рассказывание, пересказ с использованием иллюстраций.

 

4)детям с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить      придумать какие-то необычные варианты развития сюжета.

 

Сказочный мир таинственных и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все мгновенно становится волшебным: мамины туфли превращаются в хрустальные башмачки,  спица – в волшебную палочку. Так обыденные вещи каждого из нас вводят в сказку. Наши дети очень любят сказки.

Знаете ли Вы любимую сказку своего ребенка?                   

   

Как же поддержать у детей интерес к сказке?

 

1)    необходимо завести детскую библиотечку. Вместе с ребенком Вы можете окунуться в мир сказок, не только читая тексты, но и рассматривая иллюстрации к сказкам

2)    поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке.

3)    Организуйте дома небольшой «уголок сказки» .примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных; би-ба-бо; настольный плоскостной театр; игрушки – персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

4)    Читайте литературу для родителей по использованию сказок в домашних условиях: в ней предоставлено множество заданий и игр. Одна из таких книг – «Воспитание сказкой». Л.Б. Фесюковой.